Разъяснение законодательства

Право на обращение гражданина в органы власти

В   соответствии с ч. 1 ст. 2  Федеральным законом от 02.05.2006 №  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа, в том числе с использованием Единого портала госуслуг (при наличии возможности).    
В обращении в письменной форме гражданин должен указать:  
наименование органа, в который направляется обращение, либо Ф.И.О. или должность лица, к которому он обращается;
свои фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии);
почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации обращения;
суть предложения, заявления или жалобы.
Также необходимо проставить личную подпись и дату.
В обращении в форме электронного документа необходимо указать свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), а также указать адрес электронной почты либо, при наличии такой возможности, использовать адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале госуслуг, по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.  
В случае необходимости в подтверждение своих доводов к обращению прикладываются документы и материалы либо их копии. К обращению в форме электронного документа необходимые документы и материалы прилагаются в электронной форме.  
На официальных сайтах государственных органов и органов местного самоуправления содержится информация в отношении организации работы с обращениями граждан. В частности, указывается порядок направления гражданами обращений, получения информации по вопросам их рассмотрения, а также порядок организации и проведения личного приема граждан. Кроме того, обращение возможно направить путем заполнения специальной формы на официальном сайте указанных органов.
Любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Однако если, например, к их компетенции не относится решение вопросов, поставленных в обращении, такое обращение в течение семи дней со дня регистрации направляется компетентному органу или должностному лицу с уведомлением обратившегося лица о переадресации обращения  (ч. 2, 3 ст. 8 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Обращения, поданные с использованием Единого портала, регистрируются автоматически в момент их подачи.
Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации.
В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица (ч. 1 ст. 9, ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
02.06.2025

Разъяснение законодательства

Как можно обратиться в прокуратуру?

В органах прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Порядок и сроки рассмотрения таких обращений регламентированы Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее - Инструкция).
Обращение в органы прокуратуры может быть составлено в произвольной форме.
Обращение в прокуратуру может быть сделано в письменной, устной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал), и иметь вид:
-  предложения (рекомендация заявителя по совершенствованию законов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах),
- заявления (просьба лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц),
- жалобы (просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц);
или ходатайства (просьба заявителя о признании определенного статуса, прав, свобод).
Обратиться с заявлением, предложением или жалобой в прокуратуру лучше в письменной форме или в форме электронного документа. Письменное обращение может быть направлено в прокуратуру по почте, по телеграфу, факсимильной связью или с помощью информационной системы общего пользования.  
В обращении необходимо:
- указать наименование государственного органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо занимаемую им должность;
- указать фамилию, имя, отчество обращающегося;
- указать почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения;
- поставить личную подпись и дату обращения;
- изложить суть вопроса;
- при наличии подтверждающих содержание обращения документов приложить их копии.
В случае подачи обращения в форме электронного документа гражданин обязан указать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты либо использовать адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале, по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
Устное обращение в прокуратуру так же, как и заявленное в иной форме, должно содержать сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства. Устное обращение может быть передано в прокуратуру на личном приеме.
Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости с разъяснением, куда им для этого стоит обратиться.  
В случае если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.  
Важно, чтобы письменное обращение в органы прокуратуры поддавалось прочтению, в противном случае на такое обращение ответа не дается и в течение 7 дней со дня регистрации сообщается автору сообщения, если фамилия и адрес поддаются прочтению, а также разъясняется право на повторное обращение.  

02.06.2025

Разъяснение законодательства

Обязана ли организация сообщить судебному приставу-исполнителю или взыскателю об увольнении работника-должника?

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) исполнительный документ о взыскании периодических платежей и о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен в организацию, где работает должник, непосредственно взыскателем.
На основании ч. 1 ст. 98 Закона, если исполнительный документ содержит требование о взыскании периодических платежей или если взыскание суммы не превышает десяти тысяч рублей, а также в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме, судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.
Организация или иные лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, с момента получения от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполнительного документа должны в трехдневный срок с даты выплаты должнику дохода удержать и перевести денежные средства взыскателю.
Частью 4 ст. 98 Закона за лицами, выплачивающими должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, закреплена обязанность незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю о перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов.
Одновременно с сообщением об увольнении работника-должника организация или иное лицо, выплачивающее периодические платежи, возвращает судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.
В случае невыполнения указанной обязанности организация-работодатель и ее должностные лица могут быть привлечены приставом-исполнителем к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.  



02.06.2025

Разъяснение законодательства

Внесение изменений в порядок и условия признания лица инвалидом

Постановлением Правительства РФ от 03.02.2025 № 91 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 №588 "О признании лица инвалидом".
В перечень причин инвалидности включена инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученного в связи с участием в боевых действиях в составе воинских формирований и органов ДНР и ЛНР начиная с 11 мая 2014 г., а также в связи с исполнением контракта в ходе специальной военной операции на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 г., на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30 сентября 2022 г.; установлен порядок направления на медико-социальную экспертизу лиц, принимавших участие в специальной военной операции; уточнен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу и порядок ее проведения; закрепляется возможность получения справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в электронном виде с использованием единого портала госуслуг.
Справки, подтверждающие факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования граждан, признанных инвалидами, оформленные в порядке, установленном до 1 марта 2026 г., сохраняют свое действие до окончания срока, на который установлена группа инвалидности (категория "ребенок-инвалид").
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 марта 2026 г.

02.06.2025

Разъяснение законодательства

Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут в числе прочих гражданско-правовую ответственность.
Наряду с общими нормами, Гражданский Кодекс Российской Федерации устанавливает специальную норму, в соответствии с которой имущество, приобретенное на доходы, сведений о законности которых не предоставлено, может быть обращено в доход государства в судебном порядке. В частности, обращение может быть произведено вследствие нарушения требований Федерального закона от 03.12.2012-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», устанавливающего обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах и требованиях имущественного характера для государственных (муниципальных) служащих и лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности, и иных лиц, а также их супругов и несовершеннолетних детей.
К имуществу, на которое может быть представлено взыскание, относятся недвижимость, транспортные средства и другие движимые вещи, ценные бумаги, цифровая валюта.
Порядок обращения имущества в доход государства в этом случае включает в себя выявление органами контроля нарушения (несоответствия расходов доходам), передачу материалов проверки прокурору, проведение собственной проверки прокурором, обращение прокурора в суд с иском об обращении в доход государства имущества, в отношении которого не предоставлены доказательства приобретения на законные доходы. В случае удовлетворения судом требований прокурора указанное имущество безвозмездно обращается в доход Российской Федерации.


02.06.2025

Разъяснение законодательства

Уголовная ответственность за неуплату алиментов на несовершеннолетних детей

Семейным Кодексом Российской Федерации установлены правовые основы алиментных обязательств родителей несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей.
Статьей 157 Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за неуплату родителем средств на содержание детей.
К уголовной ответственности по указанной статье привлекаются лица, которым соглашением об уплате алиментов или судебным решением предписана выплата алиментов на содержание несовершеннолетних детей, а также детей, в установленном порядке признанных имеющими инвалидность I, II, III групп.
К тому же, под неуплатой средств на содержание понимается как полная неуплата алиментов, так и уплата денежных средств не в полном размере.
Уголовная ответственность наступает за неуплату алиментов без уважительных причин, то есть в тех случаях, когда виновное лицо имело возможность на соблюдение обязательства, но по своей воле не уплатило средства на содержание детей. К уважительным причинам, например, относятся такие, как невыплата заработной платы работодателем, нетрудоспособность (болезнь) лица, прохождение военной службы по призыву и т.д.
Кроме того, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности только в том случае, если средства на содержание детей не уплачивались в течение 2-х и более месяцев подряд в нарушение одного и того же судебного решения/соглашения об уплате алиментов.
При этом, виновное лицо в период очередной неуплаты алиментов должно быть подвергнуто административному наказанию за правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. На момент неуплаты денежных обязательств по содержанию детей постановление о назначении административного наказания за указанное правонарушение должно вступить в силу, а со дня его вступления в силу не должен истечь годичный срок.
При одновременном наступлении всех перечисленных условий, лицо, имеющее алиментное обязательство, привлекается к уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего или нетрудоспособного совершеннолетнего ребенка. Наказание за данное преступление может быть назначено в виде исправительных работ или принудительных работ сроком до 1-го года, ареста сроком до 3-х месяцев либо лишением свободы на срок до 1-го года.
Статья 157 Уголовного Кодекса Российской Федерации устанавливает и специальное условие для освобождения виновного лица от уголовной ответственности за неуплату алиментов: должник должен погасить накопившуюся на день уплаты задолженность (уплатить алименты) в полном объеме.
02.06.2025

Разъяснение законодательства

Единовременная денежная выплата при рождении ребенка в Пермском крае

В 2025 году женщины, являющиеся супругами участников специальной военной операции либо состоявшими в браке с участниками специальной военной операции, погибшими, объявленными умершими или пропавшими без вести, родившие ребенка в течение года, получат единовременную денежную выплату в размере 134 650 рублей.
Региональная выплата предназначена только для женщин, имеющих гражданство Российской Федерации, проживающей и родившей ребенка на территории Пермского края. Заявление для получения выплаты необходимо предъявить до достижения ребенком трех лет.
Единовременная выплата не назначается в случае, если женщина уже получила в отношении этого же ребенка (детей) единовременное пособие при многоплодном рождении, а также в случае смерти ребенка на день подачи заявления.
02.06.2025

Разъяснение законодательства

Окончание исполнительного производства постановлением об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа

Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов власти и должностных лиц.
Статьей 65 указанного закона установлено, что в случаях, когда сумма требований по исполнительному документу превышает 10 000 рублей, а также в случаях возбуждения исполнительного производства в связи с алиментными обязательствами, возмещения вреда, причиненного здоровью или причиненного смертью кормильца, возмещения ущерба, причиненного преступлением, судебные приставы-исполнители объявляют розыск должника или его имущества по ходатайству взыскателя либо по собственной инициативе.
В иных случаях, если сумма требований по исполнительному документу равна 10 000 рублей или составляет менее 10 000 рублей, розыск должника или его имущества не предусмотрен, но при невозможности установить их местонахождение, судебные приставы-исполнители выносят постановление об окончании исполнительного производства. Если исполнительный документ поступил в подразделение судебных приставов на бумажном носителе, приставы выносят постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Однако вынесение вышеуказанных постановлений приставами-исполнителями не является препятствием для предъявления исполнительного документа к исполнению взыскателем повторно в течение 3-х лет со дня вступления судебного акта, на основании которого исполнительный документ был выдан.
02.06.2025

Разъяснение законодательства

Дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда

Трудовой Кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусматривает обеспечение работодателем предоставления работнику ежегодного оплачиваемого отпуска.
Однако ТК РФ устанавливает обязанность работодателя также предоставлять работникам, занятым во вредных условиях труда, время отдыха в виде дополнительного оплачиваемого отпуска.
Стаж работы для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска исчисляется раздельно: в него включается только фактически отработанное время во вредных или опасных условиях труда без учета периода временной нетрудоспособности, нахождения в иных отпусках, повышения квалификации.
Работодатель обязан предоставить отпуск за работу во вредных или опасных условиях труда, признанных таковыми в результате специальной оценки труда, и не имеет права отзывать из него, а также заменять его денежной компенсацией. Продолжительность такого отпуска не может составлять менее 7 дней (при фактически отработанном времени, отработанном во вредных или опасных условиях труда, составляющем более 11 месяцев). Коллективным договором может быть установлена возможность замены части дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающей 7 дней, денежной компенсацией.
02.06.2025

Разъяснение законодательства

Гарантии, предоставляемые работникам, получающим высшее образование

Трудовым Кодексом Российской Федерации установлены гарантии обучающимся работникам в виде предоставления дополнительного времени отдыха и компенсаций.
Гарантии предоставляются в том числе тем работникам, которые впервые получают образование по аккредитованным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивают эти программы. Длительность учебного отпуска в этом случае составляет 40 календарных дней в год при обучении на первом и втором курсах, 50 календарных дней в год – при обучении на последующих курсах, с сохранением средней заработной платы.
Для обучающихся по указанным программам по очной форме обучения также предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы сроком в 15 календарных дней в год для прохождения промежуточной аттестации и в 4 месяца для подготовки и сдачи выпускной квалификационной работы и государственного итогового экзамена.
Для предоставления гарантий работодателем работник должен вручить ему справку-вызов из учебного заведения для прохождения промежуточной или итоговой государственной аттестации.
Предоставление учебного отпуска является обязанностью работодателя. Работодатель может присоединить учебный отпуск к ежегодному отпуску только при наличии согласия работника. Отказ в предоставлении учебного отпуска является нарушением требований Трудового Кодекса Российской Федерации.
02.06.2025

Разъяснение законодательства

Стоянка транспортного средства у водоема: как не получить штраф

Статьей 65 Водного Кодекса Российской Федерации установлены ограничения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и дополнительные ограничения в прибрежных защитных полосах. К первым в том числе относится запрет на движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств). Исключение составляет движение и стоянка транспортных средств по дорогам и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Ширина водоохранной зоны рек устанавливается в зависимости от их протяженности: для рек протяженностью от 50 км ширина водоохранной зоны составляет 200 м, от 10 до 50 км – 100 метров, менее 10 км – 50 метров. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы обозначаются на местности специальными информационными знаками на территориях, используемых для рекреационных целей (отдых, туризм, оздоровление).
Частью первой ст. 8.42 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение требований водного законодательства о соблюдении ограничений, установленных в отношении водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
Нарушение ограничений хозяйственной и иной деятельности с использованием указанных зон влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 4 500 рублей для граждан, от 8 000 до 12 000 рублей для должностных лиц и от 200 000 до 400 000 рублей для юридических лиц.
Таким образом, к административной ответственности могут быть привлечены лица, допустившие движение и стоянку транспортных средств в границах водоохранной зоны, составляющей от 50 до 400 метров, вне зависимости от того, произошло ли это в местоположениях рекреационных зон и были ли в этих местах расположены информационные знаки, располагающие сведениями об установлении водоохранной зоны.
02.06.2025

Разъяснение законодательства

Требования к осуществлению деятельности по продаже СИМ-карт операторов мобильной связи организациями, не являющимися операторами связи

Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что оказание населению услуг связи является видом деятельности, для осуществления которого необходимо получение в установленном порядке лицензии.
Для осуществления деятельности по продаже СИМ-карт юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не являющимся операторами связи (дилерам и субдилерам операторов связи), необходимо заключить с оператором связи в письменной форме соглашение, которое подтверждает полномочия указанных организаций действовать от имени операторов связи.
Деятельность по продаже СИМ-карт дилерами и субдилерами операторов связи должна осуществляться в стационарных торговых точках. При заключении дилерами (судбдилерами) договора об оказании услуг связи с потребителем, организациями должна проверяться информация о потребителе на предмет ее достоверности. Затем один из экземпляров подписанного договора должен быть направлен дилерами (судбдилерами) оператору связи в течение 10 дней после его заключения. Указанный договор также проверяется оператором связи на предмет достоверности сведений о пользователе услуг связи. В случае, если достоверность этих сведений не подтверждается, оператор связи прекращает предоставление услуги абоненту.
За нарушение указанных требований законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу СИМ-карт, установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 13.29 КоАП РФ.


02.06.2025

Разъяснение законодательства

Права потребителя

Покупатель сохраняет права, предусмотренные статьей 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, и на случай выявления недостатков в товаре по истечении гарантийного срока, если указанные недостатки не были устранены во время гарантийного ремонта.
Так, пункт 3 статьи 477 ГК РФ предусматривает, что, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
Покупатель, предъявивший требование об устранении недостатков, должен доказать, что они возникли до истечения гарантийного срока, а продавец, не согласный с предъявленным требованием, подтвердить не только факт возникновения недостатков уже после передачи товара покупателю, но и их возникновение вследствие событий, оговоренных в пункте 2 статьи 476 ГК РФ, за которые не отвечает продавец, в частности, в связи с ненадлежащей эксплуатацией товара самим потребителем.
По общему правилу, право на гарантийный ремонт обусловлено приобретением товара ненадлежащего качества. Обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (гарантийный ремонт) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую функции изготовителя (продавца) такого товара, независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услугу или выполнять работу по гарантийному ремонту данного товара.
Следовательно, если качество товара не восстановлено после ранее проведенного продавцом или уполномоченным им лицом гарантийного ремонта (проведение ремонта повлекло за собой возникновение новых или повторное проявление неустраненных недостатков), покупатель не должен лишаться прав, гарантированных пунктом 1 статьи 475 ГК РФ.

02.06.2025

Разъяснение законодательства

В Российской Федерации изменились требования к захоронению домашних животных

С 01.03.2025 вступили в силу новые Ветеринарные правила сбора, хранения биологических отходов и их перемещения к местам хранения, утилизации или уничтожения, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 11.11.2024 № 677 (далее – Ветеринарные правила).
Правил установили обязательные для исполнения нормы о сборе, хранении, уничтожении биологических отходов, в том числе отходов погибших животных.
В силу п.п. 3, 27 Ветеринарных правил обращение с такими должно осуществляться с использованием закрываемых емкостей, исключающих утрату биологических отходов, запрещается захоронение погибших животных в землю, их складирование на установленных местах размещения отходов производства и потребления, сброс в мусорные контейнеры, а также захоронение или вывоз биологических отходов на общедоступных территориях - в поля, леса, водные объекты.
При этом, утвержденные требования не разделяют такого рода отходы по видам на зверей или птиц, на домашних или сельскохозяйственных животных.
Отходы в виде останков животных разделяются на умеренно и особо опасные. Различие состоит в условиях их утилизации. Так, если это особо опасные отходы, зараженные возбудителями острых и смертельных заболеваний, подлежат обязательной кремации под контролем специалистов государственной ветеринарной службы. Умеренно опасные отходы (как правило это останки домашних животных) также подлежат особой утилизации: сбросу в биотермическую яму или яму Беккари, сжиганию в ямах или кремации в огнеупорной камере.
Кремацией погибших животных занимаются специалисты некоторых ветеринарных клиник и иные специализированные организации.
За нарушение установленных требований установлена административная ответственность.

02.06.2025

Разъяснение законодательства

В законодательстве закреплены гарантии осуществления деятельности по наставничеству в сфере труда

В 01.03.2025 в Трудовом кодексе Российской Федерации вступила в силу норма об особенностях регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда, которая регламентирована основные признаки наставничества и условия осуществления соответствующих обязанностей.
Под наставничеством понимается выполнение работником работы по оказанию другому сотруднику помощи в освоении ключевых навыков работы по определенной специальности на рабочем месте.
Условия возможности возложения обязанностей наставника должны включаться в трудовой договор или дополнительное соглашение к нему, отражению подлежат содержание такой работы, сроки и форма выполнения обязанностей.
Правовыми основаниями для возложения работы по наставничеству на определенного сотрудника являются:
- наличие поручения работодателя на выполнение такой работы;
- наличие письменного согласия самого работника.
Гарантии денежного возмещения за выполнение рассматриваемой обязанности могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации. Если же работодателем выступают государственные или муниципальные учреждения, размеры и условия осуществления выплат могут устанавливаться федеральным и региональным законодательством, подзаконными правовыми актами и правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 5 ст. 351.8 ТК РФ условия и размеры выплат конкретного работника устанавливаются трудовым договором или дополнительным соглашением к нему в соответствии с системой оплаты труда с учетом объема выполняемой наставником работы. Они не могут быть ниже выплат, установленных нормативными актами и соглашениями в сфере труда.
В случае, если работник не может или не желает больше исполнять обязанности наставника, он может досрочно отказаться от них. Работодатель также имеет право досрочно отменить поручение о наставничестве, предупредив об этом работника не менее чем за 3 рабочих дня.
С учетом изложенного, общественно полезная деятельность наставников получила закрепление и защиту на уровне федерального законодательства, что приведет к формированию более высокого уровня правовой защиты интересов такой категории работников как наставники.

02.06.2025

Разъяснение законодательства

Правоотношения в сфере жилья

Права ребенка в области жилья в первую очередь связаны с его правом на совместное проживание с родителями. Стоит отметить, что развод родителей несовершеннолетнего, который проживает в жилом помещении, принадлежащем (или используемом) одному из родителей, не приводит к потере ребенком права на пользование этим помещением (п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ; п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14).
Если жилье (доля) принадлежит несовершеннолетнему, то его родители несут ответственность за оплату жилья и коммунальных услуг, независимо от того, проживают ли они с ним вместе. В то же время, дети в возрасте от 14 до 18 лет имеют право сами вносить оплату за жилье и коммунальные услуги. Если у ребенка недостаточно средств, обязательство по оплате возлагается на родителей в субсидиарном порядке (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22).
Также следует отметить, что несовершеннолетние дети собственников жилья, не признанные дееспособными до 18 лет, не несут солидарной ответственности с собственником по обязательствам, возникающим из пользования жилым помещением (ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).
Кроме того, для вселения несовершеннолетних детей к родителям в жилье, арендуемое по договору социального найма, не требуется согласия других членов семьи арендатора и наймодателя. Однако обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма и в которых живут несовершеннолетние, возможен только с предварительного согласия органов опеки и попечительства (ч. 1 ст. 70, ч. 4 ст. 72 Жилищного кодекса РФ).
Несовершеннолетние, имеющие право на использование жилья государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, имеют право на бесплатную приватизацию этого жилья наравне со взрослыми (ст. ст. 1, 2 Закона от 04.07.1991 № 1541-1).
При покупке жилого помещения с использованием средств материнского капитала, ребенок получает долю в праве собственности на такое жилье (ч. 4 ст. 10 Закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ).

02.06.2025

Разъяснение законодательства

Ответственность за непредставление уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на юридические лица, индивидуальные предприниматели возложена обязанность уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.
Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню.
Уведомление должно быть предоставлено после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.
В случае непредставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности или представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений несут ответственность в соответствии со ст.19.7.5-1 КоАП РФ (нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленного порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности).
Административного штраф для должностных лиц составляет от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления, содержащего недостоверные сведения, в случае, если представление такого уведомления является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
02.06.2025

Разъяснение законодательства

Граждане и организации обязаны соблюдать законодательство о связи при покупке и использовании SIM-карт.

На протяжении последних лет в Российской Федерации существенно вырос уровень преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и использованием средств сотовой связи. В связи с чем, вопрос ответственности за нелегальную продажу SIM-карт приобрел особую актуальность.
Любая продажа SIM-карт без заключения договора или сопровождающаяся невнесением в договор обязательных реквизитов, идентифицирующего клиента, незаконна. Договор продажи должен быть заключен между официальным представителем оператора и клиентом.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за продажу SIM-карт без предъявления паспорта.
Так, статья 13.29 КоАП РФ предусматривает ответственность за заключение договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи лицом, не имеющим документов, подтверждающих полномочия действовать от имени оператора связи, а также за невыполнение лицом, действующим от имени оператора связи, требований о включении в договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи установленных правилами оказания услуг связи сведений об абоненте или включение недостоверных сведений и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Абоненты при заключении договора должны с вниманием относиться к заполнению обязательных реквизитов договора услуг связи, в котором должны быть в обязательном порядке указаны:
1) дата и место заключения договора;
2) наименование (фирменное наименование) оператора связи;
3) реквизиты расчетного счета оператора связи;
4) сведения об абоненте - ФИО, место жительства, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для физического лица; наименование организации, место нахождения, ОГРН и ИНН - для юридического лица; ФИО, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, ОГРНИП и ИНН - для индивидуального предпринимателя;
5) адрес, порядок и способ предоставления счета за оказанные услуги телефонной связи;
6) срок действия договора;
7) абонентский номер (абонентские номера);
8) оказываемые услуги телефонной связи;
9) способ оплаты услуг телефонной связи, порядок, сроки и форма расчетов.
Заключение организациями и физическими лицами, не являющимися операторами связи, договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи допускается только в случае наличия у таких лиц полномочий на осуществление деятельности от имени оператора связи и осуществление расчетов за данные услуги с абонентами.
Продажа SIM-карт в нестационарных торговых объектах или вне стационарных помещений незаконна.
Также необходимо отметить, что в силу п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» заключение договоров услуг связи посредством сети «Интернет» является правомерным только при условии использования для подписания усиленной электронной подписи, либо простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке за получением государственных и муниципальных услуг при условии идентификации физического лица или уполномоченного представителя юридического лица, с использованием единой системы идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных.
Опасность покупки нелегальной SIM-карты связана с возможностью ее использования в преступных целях, в частности, в хищениях с использованием информационных технологий, террористических актов. При выявлении нелегальной SIM-карты у пользователя могут возникнуть проблемы с обслуживанием, SIM-карта может быть отключена, При привязке номера абонента к кабинету банка существует большой риск взлома личного счета и хищения с него средств.
Соблюдайте бдительность при покупке и использовании SIM-карт.









02.06.2025

Новости 81 - 100 из 1750
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец