В Управление Росреестра по Пермскому краю обратился пермяк с вопросом: «У меня в собственности с середины 90-х годов находится земельный участок в деревне. По документам участок предоставлен под жилой дом. Я давно веду на нем личное подсобное хозяйство и хочу привести документы в порядок, чтобы по документам был правильный вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство. Какие действия я должен предпринять для изменения вида в документах?»
Начальник отдела по кадастровому учету и государственной регистрации прав Управления Елена Клюшова разъяснила порядок действий землепользователя в данной ситуации .
Собственники земельных участков вправе изменить вид разрешенного использования своего земельного участка.
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования.
Порядок действий при смене разрешенного использования:
Шаг 1. Проверить в какой территориальной зоне расположен земельный участок. Информацию о территориальной зоне можно получить, обратившись к Публичной кадастровой карте на цифровой платформе «Национальная система пространственных данных»: https://nspd.gov.ru/, на сайтах муниципалитетов. Если информация отсутствует в имеющихся документах, необходимо обратиться в органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка с запросом о предоставлении сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСГД).
Важно. Также нужно обратиться в орган местного самоуправления, если участок находится на землях, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Шаг 2. Выбрать разрешенное использование из основных видов, установленных градостроительным регламентом.
Шаг 3. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков. Необходимо проверить соответствует ли площадь участка предельным размерам, установленным для определенного вида разрешенного использования.
Шаг 4. В любом офисе МФЦ подать заявление о государственном кадастровом учете в связи с выбором правообладателем вида разрешенного использования объекта недвижимости, указав в заявлении формулировку в строгом соответствии с установленной градостроительным регламентом (Правила землепользования и застройки).
Важно: с заявлением в Росреестр вправе обратиться только правообладатель земельного участка (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор, если право арендатора на смену вида разрешенного использования не ограничено договором аренды)..
Шаг 5. За внесение изменений о виде разрешенного использования с 01.01.2025 взимается государственная пошлина, которая должна быть уплачена для оказания услуги. Размер государственной пошлины составляет 1000 рублей (подпункт 22.3 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ).
Рекомендуем госпошлину уплатить непосредственно при подаче заявления в МФЦ в окне приема документов.
Для оплаты в мобильном приложении банка необходимо выбрать в разделе «Платежи» - «Оплата по реквизитам», «Оплатить по УИН» или уплатить по QR-коду.
При совершении платежа обязательно должен быть указан УИН. В этом случае государственный регистратор в режиме online получает сведения об уплате госпошлины и приступает к рассмотрению документов по заявлению».
Если информации об уплате государственной пошлины не поступит в течение пяти дней после подачи заявления, документы будут возвращены без рассмотрения.
К сведению. Уплатить госпошлину можно также на портале Госуслуг в разделе «Платежи» по QR-коду.
Управление Росреестра по Пермскому краю информирует о том, что с 2025 года установлен новый порядок проведения профилактических визитов в рамках осуществления государственного земельного надзора.
Теперь профилактические визиты проводятся по инициативе контрольного (надзорного) органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении конкретных объектов контроля в зависимости от присвоенной им категории риска. Отказ от проведения обязательного профилактического визита не предусмотрен.
Срок проведения мероприятия составляет не более 10 рабочих дней, но может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний. Также в рамках обязательного профилактического визита может проводиться осмотр, истребование необходимых документов, инструментальное обследование.
В результате обязательного профилактического визита может быть выдано предписание об устранении выявленного нарушения.
Профилактический визит может быть инициирован самим подконтрольным лицом - субъектом малого предпринимательства, а также социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением. Граждане (физические лица) из данного круга лиц исключены.
Срок проведения профилактического визита не ограничен.
Профилактическая беседа проводится инспектором по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи или мобильного приложения «Инспектор». Разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе такого профилактического визита, носят рекомендательный характер, предписания об устранении выявленных нарушений не выдаются.
Заявление о проведении профилактического визита подается на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) по ссылке www.gosuslugi.ru/626705/1/form и в системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» (ГИС ТОР КНД).
Если при проведении профилактического визита будет установлено, что объект представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, инспектор незамедлительно организует проведение контрольного (надзорного) мероприятия.
Физические лица могут подать заявление только на оказание консультативной помощи, ссылка для направления заявления на ЕПГУ www.gosuslugi.ru/625710/1/form.
Основные цели мероприятия - повысить интерес ребят к занятию физической культурой и спортом, здоровому образу жизни, популяризации физической культуры и спорта.
В соревновании участвовали 6 команд - это учащиеся образовательных учреждений, расположенных на территории Чернушинского муниципального округа, в возрасте от 13 до 17 лет. Программа соревнований включала в себя хоккей в валенках, метание гранаты и надевание ОЗК, лыжные гонки и перетягивание каната.
Спортивный праздник начался с приветствия организаторов, заместителя начальника ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Чернушинскому городскому округу, подполковник полиции Иван Кривощеков пожелал юным спортсменам удачи и победы в честной борьбе.
Хорошая физическая подготовка и тяга к победе позволили юным спортсменам продемонстрировать отличную командную игру. Настроение у ребят было боевым и задорным, дух азарта не покидал подростков на протяжении всей Спартакиады. Массу положительных эмоций и заряд отличного настроения получили не только участники, но и зрители соревнований, пришедшие поболеть за ребят.
После прохождения всех испытаний решением главной судейской коллегии были определены победители Спартакиады:
Первое место заняла сборная команда МБОУ «Трушниковская ООШ» и МБОУ «Базовая Павловская школа»
Второе место досталось студентам ГБПОК «КПК»
Третье место заняла команда МАОУ «СОШ №2»
Победителей наградили медалями и кубками. Самое главное, что юные спортсмены получили заряд бодрости и хорошего настроения.
Житель Перми купил квартиру в новостройке, однако размер и расположение комнат его не устраивает. С вопросом о том, как оформить перепланировку он обратился в региональное Управление Росреестра.
Ситуацию комментирует начальник отдела по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю Светлана Трофимова.
Перепланировка квартиры в многоквартирном доме - это изменение конфигурации помещения, которое должно быть выполнено по определенным правилам. Перед тем как приступить к перепланировке, необходимо собрать пакет документов и получить все необходимые согласования. Предлагаем следующий алгоритм действий для собственника:
1. Обратиться в проектную организацию для подготовки проекта перепланировки.
2. Обратиться с разработанным проектом в администрацию района, на территории которого расположена квартира, для согласования перепланировки. Администрация выдаст решение о согласовании перепланировки либо об отказе в таком согласовании.
3. После получения разрешения собственник выполняет перепланировку в соответствии с проектом.
4. После завершения работ по перепланировке собственник приглашает представителей администрации для составления акта о фактической перепланировке.
5. Далее собственник заключает договор с кадастровым инженером для подготовки нового технического плана на квартиру.
6. После подготовки техплана собственник обращается в администрацию для внесения обновленных данных о технических характеристиках квартиры. Орган местного самоуправления самостоятельно направит в Росреестр заявление и документы о перепланировке для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
С 1 марта 2025 года юридические лица должны подавать заявления на государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав с прилагаемыми к ним документами только в электронной форме. Бумажные документы будут возвращаться без рассмотрения.
Управление Росреестра по Пермскому краю подготовило инструкцию с требованиями к программному обеспечению, электронным подписям, машиночитаемой доверенности, а также алгоритм направления документов в Росреестр в электронном виде.
Предлагаем юридическим лицам изучить требования к формату электронных документов и применять их при направлении документов в Росреестр.
QR-код на материалы:
В рамках цифровизации государственных услуг внесены важные изменения в законодательство о государственной регистрации недвижимости*. С 1 марта 2025 года юридические лица обязаны подавать заявления на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, а также прилагаемые к ним документы в Росреестр только в электронном виде. Бумажные документы будут возвращаться без рассмотрения.
Исключение из общего правила предусмотрено для случаев, когда стороной сделки выступает физическое лицо (кроме договоров участия в долевом строительстве) и при временной технической невозможности сделать это в электронной форме, если на сайте Росреестра есть информация о временных проблемах с электронной регистрацией.
Для некоторых юридических лиц до 1 января 2026 года сохраняется возможность подачи документов в бумажном виде в офисах МФЦ. Это касается:
ü крестьянских (фермерских) хозяйств;
ü садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ;
ü гаражных, жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
ü товариществ собственников жилья.
Росреестр разработал методичку, которая поможет разобраться во всех нюансах.
Регистрация договоров участия в долевом строительстве
Договоры участия в долевом строительстве предоставляются на государственную регистрацию только в форме электронных документов. Подписанный собственноручными подписями скан-образ бумажного договора не является электронным документом.
Закон также обязал застройщиков после подписания передаточного акта самостоятельно направлять в Росреестр заявления и документы для государственной регистрации права собственности участников долевого строительства исключительно в электронной форме.
После завершения процедуры регистрации застройщик должен передать участнику долевого строительства выписку из Единого государственного реестра недвижимости.
Способы подачи электронных документов в Росреестр:
1. Личный кабинет на официальном сайте Росреестра lk.rosreestr.ru;
2. Сервис прямого доступа (СПД-3);
3. Сервис взаимодействия с Росреестром и Адаптер электронного взаимодействия (Адаптер);
4. Федеральная государственная информационная система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
5. Иные способы, предусмотренные законом (п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
«Эти изменения направлены на упрощение и ускорение процесса регистрации, делая его более удобным и прозрачным для всех участников сделки, – отмечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Пермскому краю Анна Болотникова. – При возникновении вопросов о новом порядке электронной регистрации мы всегда готовы оказать помощь и проконсультировать наших партнеров по телефону кол-центра Управления 8 (342) 205-95-59 в рабочие часы или на странице Управления в социальной сети «ВКонтакте».
*Законодательство по теме: Федеральный закон от 26.12.2024 № 487-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
За 2024 год в Управление Росреестра по Пермскому краю проведено более 15 тысяч сделок по ипотеке в электронном виде, 95 процентов из которых зарегистрированы менее, чем за 24 часа.
Напомним, что с 2021 года в Управлении реализуется проект «Электронная ипотека за 24 часа». Благодаря проекту срок регистрации ипотеки снизился с 5-7 дней до 24 часов. По некоторым сделкам срок регистрации составляет менее четырех часов.
«Росреестр уделяет особое внимание электронным услугам, обеспечивая бесперебойное функционирование сервисов в целях экономии времени наших клиентов. Электронные сделки - это быстро, удобно и безопасно, - отметила заместитель руководителя Управления Анна Болотникова. - Благодаря системной работе по переводу сделок в цифровой формат, а также сотрудничеству с крупными банками и застройщиками услуги ведомства становятся понятными и удобными для людей, а их популярность растет. Проект «Электронная ипотека за 24 часа» дает возможность жителям Пермского края оформлять договоры ипотеки и договоры купли-продажи с ипотекой дистанционно без личного визита в офисы МФЦ.
В приоритете ведомства - забота о людях и защита их законных интересов».